Шпаргалка для родителей тревожного ребёнка
Тревожность не связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них.
Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3 – 5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5 – 7 лет ведущим становится страх смерти.
Каждому ребёнку присущи определённые страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребёнка.
До настоящего времени ещё не выработано определённой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:
- неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка;
- повышенная тревожность самих родителей;
- непоследовательность родителей при воспитании ребёнка;
- предъявление ребёнку противоречивых требований;
- аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;
- стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;
- авторитарный стиль воспитания в семье;
- гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
Как выявить тревожного ребёнка
Критерии определения тревожности у ребёнка:
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо.
- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
- Раздражительность.
- Нарушения сна.
Можно предположить, что ребёнок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребёнка используется также следующий опросник.
Признаки тревожности
- Не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чём–то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряжённых ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слёзы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности: высокая тревожность – 15-20 баллов, средняя – 7-14 баллов, низкая – 1-6 баллов.
Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям.
Критерии определения страха разлуки
- Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.
- Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.
- Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведёт его к разлуке с семьёй.
- Постоянный отказ идти в детский сад.
- Постоянный страх остаться одному.
- Постоянный страх засыпать одному.
- Постоянные ночные кошмары, в которых ребёнок с кем-то разлучается.
- Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др.
Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит.
Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребёнка в течение четырёх недель, то можно предположить, что у ребёнка действительно наблюдается этот вид страха.
Как помочь тревожному ребёнку
Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Профилактика тревожности (рекомендации родителям)
- Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребёнку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.