Причины формирования
аддикций в подростковом возрасте.
Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении.
Этапы развития аддикции:
- Этап первых проб.
- Этап «аддиктивного ритма», на котором учащаются эпизоды аддикции и вырабатывается соответствующая привычка.
- Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие.
- Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека.
- Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.
Классификация аддикций:
- Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).
- Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).
- Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки и т.д.).
- Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению.
Характеристика аддиктивных личностей:
- Уверенность и хорошее самочувствие в сложных обстоятельствах наряду с плохой переносимостью обычной житейской рутины.
- Аддиктивные личности предпочитают говорить неправду, обвинять окружающих в собственных ошибках.
- Для них характерны яркие внешние проявления превосходства в сочетании с заниженной самооценкой.
- Страх глубоких эмоциональных контактов.
- Избегание ответственности.
- Тревожность и зависимость.
- Манипулятивное поведение.
- Стремление к уходу от повседневной реальности и поиск интенсивных чувственных и эмоциональных переживаний.
Профилактика аддиктивного поведения
Она включает следующие этапы:
- Диагностический – выявление детей, личностные особенности которых свидетельствуют о возможности аддиктивного поведения с помощью наблюдения и психологических методик. Для уточнения состава группы риска возможен сбор информации о моделях поведения детей, составе семьи, интересах ребёнка у педагогов. Наблюдение за ребёнком поможет выявить в их речи негативные высказывания о себе, обвинения окружающих, отсутствие личного мнения и интересов.
- Информационный – распространение среди детей информации о вредных привычках, сексуальном поведении, методиках борьбы со стрессом, технологиях общения.
- Коррекционный – направлен на исправление негативных привычек и взглядов, формирование конструктивного подхода к жизненным трудностям, прививание навыка работы над собой, эффективного общения.