Приложение 4
Методические рекомендации по применению критериев и показателей оценки качества воспитания в учреждениях общего среднего образования
Качество воспитания сегодня как никогда социально востребованная и актуальная проблема развития гражданского общества Республики Беларусь. Необходимость развития воспитательной системы учреждения образования как стратегического ресурса его совершенствования требует ясности целей воспитательной работы, возможности объективной оценки промежуточных и конечных результатов развития каждого субъекта процесса воспитания.
С позиций системного подхода качество воспитания как интегративный системный объект есть качество не только конечных результатов, но всех процессов, обеспечивающих конечный результат. Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах: результативном и процессуальном. Воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания. Уровень воспитанности определяется методами диагностики.
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватны цели, содержание работы, выбранные методы, средства и формы, учтены психологические условия и др. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в учреждении общего среднего образования.
При анализе эффективности процесса воспитания необходимо в первую очередь выделить критерии качества воспитательной системы учреждения образования. Воспитательная среда включает такие компоненты, как пространственно-предметное содержание, социальные отношения между различными субъектами воспитательного процесса и связи между ними. Рассматривая учреждение образования как открытую систему, следует принимать во внимание связь воспитательной среды учреждения образования и воспитательного пространства, формируемого вокруг учреждения образования, которое объединяет всех потенциальных субъектов воспитания социума и связи между ними и воспитательной средой. Интегративным критерием качества воспитательной системы школы является ее способность обеспечить всем субъектам воспитательного процесса возможности для интенсивного личностного саморазвития.
Показателем высокого качества системы воспитания служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение потребностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности.
Критерии – это признаки, на основе которых производится оценка эффективности воспитания. Критерии обозначают основные направления выявления результатов. В критериально-оценочный комплекс оценки качества воспитания включается достаточно широкий спектр показателей, отражающих важнейшие аспекты каждого критерия. Каждая группа показателей включает в себя индикаторы, качественно и количественно характеризующие показатели.
Уровень воспитанности учащихся – основной параметр оценки качества воспитания. При этом профессиональный уровень педагогов и уровень педагогических знаний родителей необходимо считать показателями качества воспитательной работы учреждения образования.
Мониторинг воспитания – один из способов оценки качества воспитания учащихся, позволяющий с определенной периодичностью отслеживать условия организации и эффективность воспитательного процесса [2, 261] . Исходя из этого, основными составляющими качества воспитания при его оценке являются:
качество процесса воспитания;
качество условий реализации процесса воспитания.
Качество процесса воспитания определяется следующими критериями:
качество целеполагания (соответствие цели и задач интересам личности, потребностям государства и общества; объективность, реалистичность; уровень конкретизации цели в комплексе воспитательных задач и т.д.);
качество содержания (знания, умения, навыки и привычки деятельности и поведения);
качество организации воспитательной деятельности (технологии организации воспитательной деятельности, в том числе, формы, методы средства педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор; технологии взаимодействия участников воспитательного процесса);
качество результатов воспитания (уровень воспитанности); уровень культуры отношений (взаимодействие, психологический комфорт); уровень культуры предметно-пространственных отношений (облик, символика, уклад школы).
Качество условий воспитательного процесса определяется следующими критериями:
качество управления процессом воспитания (организационно-функциональная структура; система мониторинга и т.д.);
качество обеспечения процесса воспитания (нормативное, методическое, кадровое, материально-техническое, информационное и т.д.).
Воспитанность определяется как интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира [2, 263]. Исходя из этого определения, основными критериями воспитанности выступают:
личностная характеристика, определяющая отношение к себе;
личностная характеристика, определяющая отношение к людям и делу (активность, деловитость, предприимчивость, чувство коллективизма, и т.д.);
личностная характеристика, определяющая отношение к окружающему миру;
Каждый из вышеперечисленных критериев конкретизируют следующие показатели:
ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности и общения;
направленность личности школьника (потребности, мотивы, мировоззрение);
личностные качества (патриотизм и гражданственность, ответственность, взаимопомощь; честность, уважение, доверие и т.д.);
операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.).
КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ |
||
Отношение к себе |
Отношение к людям и делу |
Отношение к окружающему миру |
Ценностные ориентации (личностные интересы к различным сферам деятельности) |
||
Сформированность мотивационно-ценностного отношения к своей личности. Принятие системы общечеловеческих ценностей. Отношение к своему здоровью как ценности. Познавательные интересы. Нравственная культура |
Сформированность мотивационно-ценностного отношения к окружающим Уровень коммуникативной культуры. Активная деятельная жизнь. Наличие верных друзей. Отношение к образовательной среде школы, педагогическому коллективу, к сверстникам. Духовная близость с родными людьми. Усвоение культуры семейных отношений, гендерной культуры. |
Сформированность мотивационно-ценностного отношения к окружающему миру. Гуманное отношение к окружающему миру. Уважение государственных символов, традиций, бережное отношение к истории своего народа. |
Направленность личности (потребности, мотивы, мировоззрение) |
||
Устойчивость взглядов, убеждений. Способность к самоконтролю, саморазвитию и саморегуляции |
Осознание прав и обязанностей человека в обществе (правовая культура). |
Отношение к общественным нормам и закону. Отношение к белорусской культуре. Отношение к природе. Отношение к прекрасному. Готовность к сознательному выбору профессии. |
Личностные качества |
||
Трудолюбие, волевые качества, активность нравственной позиции |
Лидерские, организаторские качества. Коммуникативная культура. Коллективизм. Корпоративная культура. Способность противостоять негативным тенденциям. Уважение и доверие. Забота, взаимопомощь. Милосердие. Честность. Предприимчивость. |
Патриотизм, гражданственность, гуманизм, толерантность. |
Операциональные умения |
||
Операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.). |
В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью направленности и нравственной позиции определяются уровни воспитанности (достаточный, средний, низкий), и неудовлетворительный уровень (невоспитанность) [3, 88].
Анализ качества воспитательной работы строится на основе социально-психолого-педагогической диагностики, базирующейся на современных достижениях науки и практики.
Педагогическая диагностика – это особый вид педагогической деятельности, позволяющий выявить особенности развития изучаемого объекта, прогнозировать будущее и определять пути его развития или коррекции. Педагогическая диагностика выполняет многообразные функции: воспитательно-побуждающую, коммуникативную, конструктивную, информативную, прогностическую функции, функцию обратной связи, функцию оценки результативности педагогической деятельности. Таким образом, в процессе диагностики педагог, изучая развитие объекта или явления, заглядывает в прошлое, прогнозирует на основе причинно-следственных связей будущее, определяет (диагностирует) настоящее, и определяет пути развития или возможной коррекции настоящего.
Анализ типологии педагогической диагностики позволяет выделить три ведущих типа: диагностику личности ребенка (ее интеллектуально-познавательную, эмоционально-нравственную, практико-действенную сферы); диагностику коллектива и коллективных отношений; диагностику процесса воспитания (целей и содержания воспитания, способов реализации целей и содержания воспитания, педагогического взаимодействия, результативности воспитательного процесса). Каждый из этих типов включает соответственные методы диагностирования. Например, характерным методом диагностики коллектива и коллективных отношений может быть социометрия, диагностики личности – тестирование уровня сформированности нравственных ценностей.
Педагогическая диагностика предполагает наличие следующих этапов: анализ – рассмотрение компонентов структуры изучаемого педагогического явления, объекта, процесса и установление связей между их отдельными компонентами; собственно диагностика - оценка общего состояния изучаемого педагогического явления, объекта, процесса или ихкомпонентов в тот или иной момент функционирования; прогностика – получение опережающей информации об исследуемых явлениях; коррекция – исправление отклонений в развитии; моделирование – разработка цели (общей идеи) создания или дальнейшего развития исследуемых явлений и основных путей ее достижения (преобладает мыслительная установка); проектирование – дальнейшая разработка (детализация) созданной модели и доведение ее до практического использования (преобладает преобразовательная установка); конструирование - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к конкретным условиям и реальным участникам воспитательного взаимодействия; планирование – конкретное отображение конструкта в его общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.
Диагностику уровня воспитанности обучающихся проводят педагоги-психологи и классные руководители. Процедура диагностического анализа воспитанности состоит в обнаружении изменений изучаемых параметров и причин, вызывающих эти изменения; анализе наблюдаемых явлений; установлении закономерных связей, раскрытии их проявлений в конкретных условиях педагогической деятельности.
На основе анализа уровня воспитанности каждого учащегося, составляется общая карта по классу и по учреждению образования в целом. Многократное комплексное обследование всех учащихся с помощью одного и того же набора диагностических средств через определенные временные интервалы (через полугодие, год, 2 года) дает возможность наблюдать за динамикой развития психологических феноменов в режиме мониторинга и своевременно реагировать на происходящие изменения.
Данный подход позволяет сделать процесс развития личности каждого учащегося, коллектива класса и учреждения образования в целом педагогически управляемым; позволяет разрабатывать коррекционные программы, прогнозировать и проектировать определенные результаты.
Критерии качества воспитания конкретизируются в соответствующих показателях, каждый из которых может быть оценен.
Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может быть выражена следующими индикаторами: 1. Показатель не обнаружен. 2. Показатель недостаточно выражен. 3. Показатель выражен. 4. Показатель ярко выражен.
Оценка показателей качества воспитательной системы учреждений образования и условий организации воспитания может осуществляться по десятибалльной шкале.
Оценка показателя. |
Количество баллов |
Информация не представлена. |
0 |
Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется. |
1 |
Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно. |
2 |
Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов. |
3 |
Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе. |
4 |
Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки. |
5 |
Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки несущественны. |
6 |
Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно высоком уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы. |
7 |
Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям. |
8 |
Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. |
9 |
Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать опыт для распространения. |
10 |
Для реализации на практике предложенной модели оценки качества воспитания необходимо выбрать методики и освоить инструментарий изучения качества воспитания. При этом могут использоваться: анкетирование педагогов, учащихся и их родителей; педагогическое и психолого-педагогическое тестирование; методы групповой и индивидуальной самооценки; наблюдения; беседы; методики педагогической диагностики и другой инструментарий.
Перечисленные методы позволят получить объективную информацию о состоянии воспитательной деятельности и результатах, оценить целесообразность тех или иных действий, идей и принять необходимые решения. Диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.
Все диагностические мероприятия с учащимися могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно.
Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно классными руководителями и педагогами социальными.
Предлагаемая модель мониторинга эффективности воспитательной работы в учреждении общего среднего образования предполагает следующие позиции:
администрация учреждения общего среднего образования обеспечивает гласность и открытость, комфорт и безопасный режим проведения диагностических мероприятий;
СППС координирует и проводит диагностические процедуры; обработку данных, ведет диагностические карты; в режиме семинаров, тренингов, методических конференций и т.д. знакомит педагогов с правилами проведения диагностики, способами активизации учащихся в ее осуществлении; помогает освоить алгоритм сбора информации об учащихся путем индивидуальных бесед с учащимися, родителями, педагогами;
классные руководители участвуют в проведении диагностики учащихся, являясь при этом для них источником знаний и опыта, опорой и поддержкой;
родители располагают исчерпывающей информацией о целях, содержании и сроках проведения психолого-педагогической диагностики учащихся; проявляют готовность к сотрудничеству; участвуют в проектировании совместной деятельности с целью коррекции нарушений в развитии личности учащегося, решения его личностных проблем и проблем социализации; формирования жизненных навыков; профилактики неврозов; профилактики девиантного поведения; оказания помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
учащиеся проявляют активность, заинтересованность в проведении диагностических мероприятий и в результатах диагностического обследования.
Объективное определение эффективности воспитательного процесса будет во многом зависеть от:
степени соответствия содержания и организации воспитательного процесса требованиям нормативной правовой базы, запросам общества;
систематического диагностирования состояния профессионального роста педагогов, воспитанности учащихся;
степени удовлетворенности родителей жизнедеятельностью учреждения образования;
учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе организации разнообразной совместной деятельности (органы ученического самоуправления, детские общественные организации);
привлечение к организации воспитательного процесса социальных партнеров (учреждения дополнительного образования, гражданско-патриотические клубы, спортивные музыкальные студии и коллективы и др.);
уровня профессиональной компетентности руководителя учреждения образования, заместителя директора по воспитательной работе, их мастерства взаимодействия с педагогами, учащимися, родителями в принятии управленческих решений и контроля развития воспитательной деятельности на уровне учреждения образования.
Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования
Составляющие качества воспитания |
Критерии |
Показатели |
Методики изучения |
Качество процесса воспитания |
Качество |
Соответствие цели и задач интересам личности, потребностям государства и общества; объективность, реалистичность; уровень конкретизации цели в комплексе воспитательных задач. Согласованность содержания, целей и задач на всех уровнях функционирования воспитательной системы в учреждении. Эффективность инновационных подходов. |
Анализ документации, результатов деятельности и контроля. |
Качество содержания процесса воспитания |
Знания, умения, навыки и привычки деятельности и поведения в рамках личностного развития: интеллектуального (владение операциями мыслительной деятельности; готовность к совместной творческой деятельности; уровень познавательного развития; уровень креативности и др.); психологического (уровень работоспособности, утомляемости; стрессоустойчивость; уровень беспокойства, тревоги; уровень саморегуляции и др.); духовного (гуманность способов взаимодействия, взаимоотношений; культура поведения; проявление конструктивной активности в социальном поведении; наличие конструктивной творческой мотивации; целостность Я-концепции и др.); физического (соответствие показателей здоровья региональным нормативам; частота заболеваемости, отсутствие хронических заболеваний и др.). |
См. Приложение 1. Диагностические методики. |
|
Качество организации воспитательной деятельности |
Направления, виды деятельности; оказываемые дополнительные образовательные услуги; связи с другими учреждениями. |
||
Эффективность педагогического сопровождения воспитательного процесса |
Технологии организации воспитательной деятельности, в том числе, формы, методы средства педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор; технологии взаимодействия участников воспитательного процесса. Общественно значимые традиции в коллективе. Общественно полезные акции. Организация информационной работы. Организация работы музеев, клубов общественно-политической и гражданско-патриотической направленности. Организация работы объединений по интересам. Уровень работы первичных организаций БРСМ и БРПО. Эффективность деятельности органов ученического самоуправления. Организация культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и туристско-краеведческих мероприятий. Организация и уровень культуры питания учащихся. Система работы по охране здоровья учащихся. Эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений, зависимого поведения. Состояние травматизма. Организация общественно полезного труда. Профессиональная ориентация. Участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды. |
||
Качество результатов процесса воспитания |
Уровень |
Ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности (спорт, бизнес, творчество, учеба, здоровье, и т.д.) и общения. |
Методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков, модифицирована М.В. Сергеевой). |
Направленность личности школьника (потребности, мотивы, мировоззрение); принятие идеологии белорусского государства. Способность к саморегуляции, дисциплинированность. Способность противостоять негативным тенденциям. |
Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын); методика «Мой выбор». |
||
Личностные качества (патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь; честность, уважение, доверие и т.д.). |
Методика определения уровня развития качеств личности, необходимых для достижения успеха (М.П. Нечаев); Методика «Самоанализ (анализ) личности» (подготовлена О.И. Мотковым, модифицирована Т.А. Мироновой). |
||
Операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.). |
«Я – лидер» (Е.С. Федоров и др.); методика изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков). |
||
Уровень культуры отношений в коллективе |
Взаимодействие, активность, самоуправление, психологический комфорт. |
Методика «Мишень» (Н.А. Лутошкин). |
|
Уровень культуры предметно-пространственных отношений |
Репутация учреждения, облик, символика, уклад. |
Методика оценки эффективности деятельности классных руководителей (Нечаев М.П.) (оценка всех составляющих обеспечения процесса воспитания; показатели результативности); методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов). |
|
Качество условий процесса воспитания |
Качество управления процессом воспитания |
Наличие структуры, функционально ответственной за воспитательную работу. Система мониторинга качества воспитания. Наличие эффективных механизмов стимулирования творческой деятельности. |
Методика «Стиль педагогического руководства» (О.И. Мотков); методика оценки эффективности воспитательного мероприятия (М.П. Нечаев); методика «Наш руководитель» (подготовлена О.И. Мотковым). |
Открытость воспитательной системы. Уровень взаимодействия с заинтересованными структурами, коллективами, отдельными людьми в интересах учащихся. Эффективность использования воспитательного пространства социума. Оказание психолого-педагогической, юридической и другой помощи семье, учащемуся, педагогу. |
Методика оценки эффективности деятельности классных руководителей (М.П. Нечаев). |
||
Отношения в процессе педагогического взаимодействия. Гуманное творческое взаимодействие участников воспитательного процесса. Коллектив учреждения образования. Нравственно-психологический климат. |
Методика «Моя семья» (модификация методики М Егоровой). |
||
Качество обеспечения процесса воспитания |
Нормативное и методическое обеспечение воспитательного процесса. Наличие концептуальных и программных документов, планов воспитательной работы в учреждении образования. Наличие нормативной и методической базы по организации воспитательной работы и эффективность ее использования. |
Анализ документации, результатов деятельности и контроля. |
|
Обеспеченность кадрами воспитательной работы. Уровень профессиональной, психолого-педагогической культуры педагогов, знание теорий и концепций воспитания, современных разработок и теоретических установок в области воспитания и др.; профессиональный рост. |
Методика «Уровень сформированности ключевых компетенций, необходимых классному руководителю в профессиональной деятельности» (Дж. Ровен); методика оценки эффективности деятельности классных руководителей (Нечаев М.П.)(оценка всех составляющих обеспечения процесса воспитания; показатели результативности); методика «Коском 2» (подготовлена В.Н. Куницыной). |
||
Наличие и эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы (помещения для клубов, кружков, комнаты ученического самоуправления, общественных организаций, спортзалы, бассейны, компьютерные классы и т. д.). Обеспеченность техническими средствами. Состояние библиотечного фонда. |
|||
Условия деятельности СППС. |
|||
Информационное обеспечение процесса воспитания. |
|||
Эффективность вложения финансовых средств в реализацию воспитательного процесса. |
Список литературы:
- Нечаев, М.П. Оценка качества воспитания в у условиях реализации ФГОС. – Москва, УЦ «Перспектива», 2014. – С. 5
- Катович, Н.К. Воспитания мониторинг / Н.К. Катович // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – Минск, 2015. – Т. 1. – С.261, 263.
- Нечаев, М.П. Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология и методика / Нечаев М.П. – М.: УЦ «Перспектива». – 2015. – С.88 .