Профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся
Смирнова Е.А., старший преподаватель кафедры педагогики и частных методик
По информации ЮНИСЕФ, за последние 15 лет профилактика ВИЧинфекции среди молодежи предотвратила, как минимум 1,5 миллиона новых случаев заболевания. А распространение антиретровирусной терапии спасло около 8 миллионов жизней. Массовая профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков и молодежи снизила не только количество заражений, но и позволила развенчать массу мифов и предрассудков об иммунодефиците. Тем не менее, несмотря на действительно значимые достижения, СПИД попрежнему остается одной из основных причин смерти детей в возрасте 10-16 лет во всем мире. В глобальном масштабе, в 2016 году среди молодых людей этой возрастной группы, каждую минуту в среднем фиксировалось примерно 20 новых заражений ВИЧ. Подростки не стали более безответственными, просто естественное увеличение численности населения означает увеличение общего числа заражений. Особенно уязвимы девушки. Около 65 процентов новых случаев заражения опасной инфекцией приходится именно на слабый пол. Что касается мальчиков, то 80% заражений приходится на тех, кто имел гомосексуальный опыт. Приятной новостью является то, что ВИЧ-инфекция для учащихся не так опасна, как для людей старшего возраста. Дело в том, что примерно к 10 годам, в организме формируется сильный здоровый иммунитет, который быстро и адекватно реагирует на вирусную нагрузку. В большинстве случаев процесс заражения не сопровождается никакими симптомами, а сам вирус находится в латентном состоянии. Это значительно снижает риск передачи ВИЧ другим, а также развитие СПИДа. Своевременная диагностика и начало антиретровирусной терапии позволит ребенку прожить полноценную длительную жизнь. В Беларуси мероприятия по профилактике СПИДа в учреждениях образования разрабатываются и внедряются на общегосударственном уровне. Все мероприятия по профилактике СПИДа в учреждениях образования можно условно разделить на пять основных категорий: открытые уроки для отдельных классов; общешкольные собрания с активным обсуждением проблемы; творческие акции (конкурс стенгазет, тематические викторины); проведение «дней здоровья»; семинары с привлечением родителей. Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ/СПИД большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Они составляют деятельную, практико-ориентируемую сторону целостного профилактического процесса и образуют в совокупности систему работы, адекватную целям и задачам профилактики. Необходимо также заметить, что методы, средства и формы профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Практикой накоплен большой арсенал методов профилактической работы. Все они могут быть с успехом использованы в системе работы с учащимися. В профилактической работе по проблеме ВИЧ/СПИД мы предлагаем использовать те методы, которые, прежде всего, будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений у участников профилактического процесса о СПИДе не только как болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о СПИДе, путях распространения ВИЧинфекции, невысоким уровнем нравственной культуры и культуры половых отношений. Формирование сознания в профилактическом процессе достигается различными путями. Однако, на наш взгляд, наиболее действенными в области профилактики ВИЧ/СПИД являются пример, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может использоваться в комплексе с другими. Детям до 6 лет довольно сложно объяснить, что такое вирус иммунодефицита и чем он опасен. В учреждениях дошкольного образования педагоги лишь могут в общих чертах объяснить строение человеческого тела. Более серьезные проблемы пока находятся за пределами понимания малышей. Именно поэтому начинается профилактика СПИДа уже в учреждении образования. Тем не менее, еще до поступления ребенка в первый класс, родители могут рассказать в игровой форме о том, что такое вирус, иммунитет, смерть. Маленькие дети любят задавать много вопросов, главное направить их в правильное русло. Для учащихся младшего школьного возраста наиболее распространенным способом в области профилактики ВИЧ/СПИД является достоверная информация о болезни, правилах личной гигиены, нормах нравственного поведения, которые помогут защититься от ВИЧ-инфекции. Рассказ о ВИЧ/СПИДе должен способствовать вооружению учащихся необходимыми знаниями в этой области, развивать положительные нравственные чувства (сопереживание, милосердие) к людям, которые стали его жертвами. В ходе рассказа организатор профилактической деятельности может использовать методы, которые будут активизировать учащихся на развитие образов нравственного поведения, здорового образа жизни, и вызывать стремление подражать положительному опыту. Для учащихся младшего школьного возраста предлагаются подвижные игры. С их помощью организатор профилактической работы в неформальной игровой ситуации сможет закрепить навыки личной гигиены, способные защитить детей от ВИЧ-инфекции. Игры позволят не только привлечь внимание детей к проблеме ВИЧ/СПИД, но и определить те вопросы, на которых придется сосредоточить внимание в будущей профилактической деятельности. Мероприятия для учащихся I ступень общего среднего образования ограничиваются беседами и выполнением рисунков на заданную тематику. Профилактика ВИЧ-инфекции в учреждении образования для учащихся V-IX классов проходит более активно. Учащиеся подросткового возраста начинают осознавать особенности своего тела. На уроках биологии ведутся открытые разговоры об интимных отношениях. Учащимся в возрасте 10-13 лет уже необходимо открыто рассказать о том, что такое СПИД. Для подростков, у которых уже есть определенные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, по нашему мнению, эффективным методом выступает беседа. Беседа предполагает участие обеих сторон – организатора профилактической работы и учащихся. Она носит проблемный характер и характеризуется тем, что дает возможность выслушать мнение всех участников профилактического процесса. Подростковый возраст характеризуется появлением интереса к сексу, половым созреванием и гормональными сбоями. Подростки начинают собираться компаниями, пробовать алкоголь и сигареты. Многие чувствуют давление со стороны сверстников. О том, что такое секс, уже знает каждый (хорошо, если только в теории). Поэтому, профилактика СПИДа у подростков в первую очередь направлена на обеспечение безопасных интимных отношений. Беседа не только ставит своей целью вооружить учащихся знаниями по данной проблеме, но и требует их личной активности в поиске норм нравственного и самосохраняющего поведения. Организаторам профилактической работы необходимо учитывать, что без внимания не должен остаться ни один вопрос, который предложен для обсуждения или вызвал интерес у аудитории. Вместе с тем здесь должны быть соблюдены нормы этики, культуры общения, так как разговор касается интимных сторон жизни человека. Для проведения беседы необходима атмосфера доверительного проведении профилактических мероприятий в учреждении образования целесообразно использовать игру. Эффективность ее в том, что она ставит участников профилактического процесса в активную субъектную позицию. В игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются «ситуации выбора», которые совершают участники игровой профилактической деятельности. Игра формирует у учащихся уверенность в своих действиях и поступках, которые не могут привести к ВИЧинфекции. Она позволяет также через игровые ситуации понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит, и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ-инфицированным. Эффективным в профилактических целях является внедрение ситуационных игр. Их основу составляют анализ смоделированных сюжетов, рассказов, несущих проблемную ситуацию. Их можно дополнять, видоизменять. К составлению проблемных ситуаций могут привлекаться и сами участники профилактики. Однако здесь следует дать им четкую установку, что эти ситуации должны отражать социальные явления, лежащие в основе распространения инфекции, случаи рискованного поведения в отношении ВИЧ/СПИД. Однако бесспорно, что без диагностики уровня знаний учащихся (на начальном этапе образовательного процесса), а также выявления эффективности проводимой профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД не обойтись. В связи с этим предлагаем использовать один из методов диагностики – анкетирование. Оно может проводиться на начальном и завершающем этапах профилактической работы. Анкетные опросы могут быть использованы и с целью проверки эффективности проведенной профилактической работы в среде школьной молодежи. Организация профилактической работы в области ВИЧ/СПИД предполагает использование различных массовых мероприятий. К ним можно отнести акции, дискотеки, театрализации, викторины, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригад, которые отличаются направленностью на массовый, коллективный, творческий характер участия молодежи в борьбе против СПИДа. Методы профилактики ВИЧ/СПИДа направлены, прежде всего, на создание условий для приобретения школьной молодежью необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧинфекции. Проблема распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди подростков и молодежи в современной Беларуси не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом она все более обостряется. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики ВИЧ/СПИДа к активным действиям. Практический опыт позволяет утверждать, что формирование здоровья человека педагогическими средствами дает более существенные результаты, чем ныне существующая система лечебно-профилактических мероприятий. Несмотря на то, что школа играет ключевую роль в противодействии эпидемии ВИЧ, ей необходимо сотрудничество с учреждениями здравоохранения, социальными, правовыми службами, неправительственными организациями и международными фондами, оказывающими подросткам дружественным услуги.